Медаль для медальера
Опубликовано: 03.09.2018
Несмотря на то, что искусство изготовления монет и медалей родилось еще в Древней Греции, первым олимпийцам в качестве приза доставались лишь слава да венок из оливковых ветвей. Медалями спортсменов стали награждать только на современных олимпийских играх, возрожденных в 1896 году. К этому времени за медалями окончательно закрепилась их современная функция — отметить особое достижение человека или важное событие, а художники, создающие их, стали соревноваться между собой, чтобы на собственной олимпиаде определить, кто делает самые лучшие медали в мире.
Картины с подтекстом
Мариупольский медальер Юрий Шевяков даже не предполагал, что свяжет свою жизнь с искусством. В 1977 году он окончил Донецкий политехнический институт по специальности «Автоматизация и электрификация подземно-горных работ», но потом его любимым делом стало изготовление изящных металлических предметов ручной работы. Сегодня Юрий Шевяков — делегат Международной Федерации Художественной Медали F.I.D.Е.М, один из самых известных украинских медальеров в мире. Кстати медальерным искусством мариуполец увлек и дочь Александру, которая вместе с ним принимает участие в выставках.Асамат Балтаев - один из лучших медальеров в Чехии
Юрий Шевяков признался «Панораме», что, когда почувствовал потребность выразить мысли в металле, буквально на ощупь стал пробовать разные техники. Теперь своими наработками он делится с читателями специализированных журналов. Сколько всего собственноручно изготовленных медалей у него в «копилке», Юрий Шевяков ответить не смог.
Евгений Грошев - кто он, этот гений из Днепропетровска
— В молодости я как-то ловил рыбу со своим дядей, и когда я собрался пересчитать улов, он мне сказал: «Не считай, а то больше не поймаем». И мне запомнились эти слова. А вообще количество работ — это не главное. Я долго шел к своей цели и доволен, что в итоге занимаюсь именно этим. Впрочем, из-под рук талантливого мастера выходят не только медали. В своей мастерской он трудится над изготовлением значков, посуды (турок для кофе, куманцов — сосудов для питья, считавшихся символом традиционной украинской ярмарки). А в последнее время все больше внимания уделяет плакетам — «картинам» из металла. — Почему-то на выставках у меня часто спрашивают о каких-то технологических деталях, намного меньше уделяя внимания художественной мысли. Хотя, например, у живописцев неспециалисты вряд ли интересуются, как они натягивают холст на подрамники, как его грунтуют, — говорит Юрий Шевяков и демонстрирует последние работы, на которых средневековые символы и образы удивительным образом переплелись с реалиями современного мира. На медной плакете «Фея» (на фото внизу) волшебница на морском коньке на мгновение замерла над Мариуполем , чтобы принести городу счастье и удачу. Город выдают узнаваемая архитектура — заводы, самый большой храм в Украине, который возводят по инициативе бывшего президента «Азовмаша» Александра Савчука. А в воде плещутся осетры, которые когда-то составляли главное богатство Азовского моря. На плакете «Да будет дано достойнейшему…» царь и король (представители западного и восточного миров) делят глобус. У одного за плечами — власть: множество ключей, которые символизируют контроль над городами, у другого — деньги и сила, о чем напоминает меч. Поделят ли они мир правильно — неизвестно, ведь у обоих правителей завязаны глаза. Разгадать философский подтекст помогает множество подсказок, зашифрованных в таких символах. Это — авторский стиль художника.
Ключи от счастья
— На одной из выставок журналисты спросили, почему я занялся медальерным искусством, что меня побудило. Я задумался: действительно, зачем, ведь меня никто не заставляет? И понял одно: если не буду заниматься этим делом, мне будет чего-то не хватать, — рассуждает Юрий Шевяков. Как показалось «Панораме», ответ на этот вопрос можно найти в двух его плакетах. На одной в средневековой лаборатории истину ищут алхимики. — Образ алхимиков и их символическое мышление вообще близки художникам, — поясняет Юрий Шевяков. — Арт-химики тоже ищут истину, только с помощью других методов. На другой плакете, которая называется «Ключи судьбы», Христос (об этом можно догадаться по инициалам) раздает ключи людям, жадно тянущим к нему руки. — Кому-то ключ достался, кому-то нет, но даже если ты его получил, нужно еще найти дверь, которую откроет твой ключ, — размышляет художник. — У каждого есть свое призвание, каждый может оставить след на земле. Бывает, что человек тянет время на нелюбимой работе до пенсии, а может в 50 лет вдруг осознать, что владеет каким-то умением, которое нужно реализовать, и все остальное становится неважным. Что касается сюжетов, то идеи Юрий Шевяков черпает не только из философских рассуждений, но и из окружающей жизни. Например, последняя работа, над которой он сейчас трудится, посвящена транспортным пробкам на улице Георгиевской в Мариуполе. Вот только действие он перенес в далекий 1860 год, поэтому вместо маршруток и иномарок на проезжей части скопились старинные автомобили, велосипеды и, конечно же, лошади. — Когда приходит какая-то мысль, я сразу же начинаю воплощать ее в пластилине, даже не прорисовывая предварительно в карандашных набросках. Я будто создаю сценарий, причем сам с интересом слежу за героями, потому что не знаю, чем все закончится, — объясняет мастер. Может быть, поэтому у него и нет любимой работы. По его глубокому убеждению, любимая — та, которую делаешь в данный момент, потому что увлекаешься ее созданием.
Олимпиада художников
Свои лучшие работы Юрий Шевяков отправляет на конгрессы и выставки F.I.D.Е.М, которые называют олимпиадой медальеров, ведь, как и на спортивных играх, авторы борются за комплект медалей и почетное звание лучшего медальера в мире. Проходят такие соревнования каждые три года в разных странах-участницах, под патронатом президентов этих стран. Юрий Шевяков представлял Украину уже на четырех таких олимпиадах: в Португалии, США, Финляндии и Шотландии. Но отправятся ли его работы на международное соревнование, которое будет проходить в Болгарии в сентябре нынешнего года, он пока не знает. — В отличие от участников из других стран, все расходы и взносы за участие в этом престижном мероприятии украинские мастера оплачивают из своего кармана. Хотя медальеры из 43 стран (именно столько на сегодня входит в F.I.D.Е.М) не просто демонстрируют свое мастерство, а, как и на Олимпийских играх, отстаивают честь страны, — объясняет Юрий Шевяков. Кстати сказать, немногочисленная «сборная» медальеров Украины в последнее время поредела. — Для каждой страны, в зависимости от активности художников и ценности их работ, F.I.D.Е.М определяет квоту на членство. И если другие страны представляют по 50-60 медальеров, украинская квота составляла всего 10 человек. А с этого года и вовсе уменьшилась до трех, так как перед последним Конгрессом плата за участие в отборе и пересылке медалей и ежегодный взнос увеличились почти в 10 раз и теперь обходится каждому художнику более чем в 1 тыс. евро. — Поэтому для многих наших медальеров слишком накладно решать финансовые вопросы участия в этом мероприятии международного масштаба, — резюмировал Юрий Шевяков. По его словам, Международный конгресс художников мог бы пройти и в Донецке — несколько лет назад была предпринята такая попытка. Но после нескольких собраний рабочей группы проект отклонили из-за нехватки средств. Хотя каждая страна-участница рассматривает проведение такой выставки не просто как культурное событие и трибуну для пропаганды своего искусства, но и как серьезный инвестиционный проект.
Оксана МАЛАХОВА, «Панорама»