Главная Новости

Если ИИ хочет учиться на наших текстах, пусть не ворует, спрашивают литераторы

Опубликовано: 26.10.2023

Крупнейшее нарушение авторских прав в истории, утверждает обладатель Букеровской премии Ричард Фланаган, который нашел более десяти своих книг в базе данных Books3, включая удостоенный награды роман «Узка сеста на далеки север» (единственное название, опубликованное до сих пор в Чешский язык). С его мнением согласны и другие писатели.

«Необходимо прекратить это воровство, иначе мы уничтожим нашу ценную литературную культуру. Чтобы сохранить литературу, авторы должны иметь возможность контролировать, используются ли их произведения искусственным интеллектом и каким образом», — спрашивает Мэри Расенберг, исполнительный директор Гильдии авторов, крупнейшей в Америке профессиональной организации писателей.

Отвечая на иск, представитель Bloomberg заявил, что компания не использует Books3 для обучения коммерческих версий своей языковой модели BloombergGPT, хотя и использует базу данных для обучения исследовательской модели.

Запрет на обучение ИИ? Нет, скажи Тополь и Кинг

В базе данных Books3 ИИ также обучается на произведениях чешских авторов, как живых, так и умерших. Например, об английских переводах книг Вацлава Гавела, Богумила Грабала или Яхима Тополя.

Отношение последнего романиста к машинной конкуренции более терпимо, чем у его зарубежных коллег: «Моей реакцией было скорее удивление, чем тревога. Я просто хочу читать хорошее, написанное ли это 60-летним ямайцем, 25-летней девушкой из Жижкова или искусственным интеллектом, не важно».

Стивен Кинг, например, аналогичным образом смотрит на развитие новейших технологий и их влияние на литературу. «Должен ли я запретить компьютерам учиться на моих рассказах?» — задал он риторический вопрос в журнале The Atlantic. «Даже по ошибке. (…) Это все равно что пытаться предотвратить промышленную революцию, разбивая молотком паровую машину».

Литературовед Карел Пиорецкий не рассматривает появление искусственного интеллекта как конкурентную битву между кем и кем. «Искусственный интеллект всегда будет создавать посредственные тексты, а люди всегда будут предлагать инновации», — считает он.

Нововведение да, но по правилам и за вознаграждение

Говорят, что даже писатели, подписавшие иск, не хотят препятствовать прогрессу, а просят правил. «Мы не против инноваций, мы против воровства, стоящего за инновациями», — говорится в их заявлении.

Исполнительный директор Союза авторов Австралии Оливия Ланчестер также рассказала The Guardian, что австралийские писатели не выступают против новых технологий, включая искусственный интеллект, но обеспокоены отсутствием прозрачности, наблюдаемой в монетизации искусственного интеллекта глобальными технологическими компаниями. «Обогащение нескольких влиятельных компаний происходит за счет тысяч индивидуальных творцов. Справедливый рынок работает не так», — отмечает он.

И более десяти тысяч авторов подписали открытое письмо, инициированное Гильдией авторов Америки. Оно адресовано компаниям, занимающимся генеративным искусственным интеллектом. «Будет справедливо, если вы компенсируете нам использование наших работ, без которых искусственный интеллект был бы тривиальным и очень ограниченным», — говорится в нем.

Компания защищается от обвинений в эксплуатации авторов. Например, компания OpenAI, стоящая за чат-программой ChatGPT, утверждает, что ходатайство об отклонении иска авторов фэнтези и ужасов Моны Авад и Пола Трембле было основано на неправильном понимании объема авторских прав и исключений, которые поощряют инновации. По мнению юристов OpenAI, в них входит обучение языковых моделей.

Глобальное воздействие

Судебных исков по поводу искусственного интеллекта и использования уже существующих произведений искусства или при создании новых все равно становится все больше. И касаются они не только литературы, но и других областей искусства, особенно музыки. Опасения по поводу использования искусственного интеллекта также стали одной из причин недавнего выхода из игры. Голливудские сценаристы бастуют и все еще продолжающиеся протесты действующих профсоюзов.

Суд решит, произошло ли нарушение авторских прав в случае с базой данных Books3. Запрет доступа ИИ к обучающим базам данных может изменить всю отрасль в этой области, а также тех, кто ею управляет, пишет технологический журнал Wired.

Не только в Америке или Австралии. «Если спор закончится хорошо для авторов, он, конечно, будет иметь глобальные последствия, и правовое регулирование в Чехии также может измениться», — отмечает юрист Чешской ассоциации писателей Мартин Штенцель.

rss