Ольга Кобылянская "В воскресенье рано зелье копала ...» - фольклорное начало, реальные персонажи, романтическое обрамление

Когда мне было шестнадцать лет, я в последний раз виделась со своей прабабушкой Зинаидой. В том году ей, ровесницы ХХ века, исполнилось девяносто пять. Меня тогда больше всего поразило, что, несмотря на солидный возраст, она помнит имена своих дедов, бабушек, прадедов, прабабушек, всех близких и дальних родственников, события, с ними произошли ... Благодаря ее памяти мозаика воспоминаний и слухов о родных состояла в четкое семейное дерево.

Мы гостили у Зинаиды три дня, в течение которых она многое рассказывала. Никаких записей я тогда не делала, ведь считала, что все запомню. Это была большая ошибка - за более чем десять лет я это хорошо понимаю. Память, не подкрепленная рукописями, стирается. И остаются только воспоминания. А еще жаль, что ты потерял ту нить-проводницу, которая помогла бы путешествовать прошлым предков.

Но все же кое-что от прабабушки сохранилось. Накануне нашего отъезда она подарила мне вышитую рубашку, юбку и пояс. "Я в этом дивували, - сказала тогда Зинаида, - береги его». И вот теперь в этом почти столетнем костюме Деву я, надевая его на всевозможные фольклорные и этнические действа. И что самое приятное - в последнее время я все чаще имею возможность продемонстрировать прабабушкины подарок. А еще спеть ее любимую песню - "Ой не ходи, Григорий ...".

В украинской литературе XIX-XX вв. история Маруси Чурай - легендарной писнетворкы XVII в. - и его известное произведение "Ой не ходи, Григорий ..." стали основой для написания многих произведений.

Писатели, обрабатывая балладу об отравлении Григория в разных литературных жанрах, создавали собственные авторские интерпретации известного сюжета (баллады - "Волшебница" Л. Боровиковского, "Круг рощи в чистом поле" Т. Шевченко, "Розмай" С. Руданского, драмы - "Чары "К. Тополя," Маруся Чурай "Г. Бораковский," Ой, не ходи, Григорий, да и на вечерницы "М. Старицкого, драматической поэмы -" Чураивна "В. Самойленко," Марина Чурай »И. Хоменко," Девушка из легенды "Л. Забашты).

И лучшую обработку известного сюжета сделали две писательницы - О. Кобылянская в повести "В воскресенье рано зелье копала ..." и Л. Костенко в стихотворном романе "Маруся Чурай".

В повести "В воскресенье рано зелье копала ..." органично соединились два начала - реалистичное и романтичное. Если говорить о части персонажей, то они имеют реальных прототипов. "Лица - это типы из действительной жизни, которые я узнала в горах: цыганку Мавру, старого Андронати, ее отца, Григория, одного молодого известного мне одиночки-гуцула, а остальные дорисовывала фантазия", - пишет О. Кобылянская в автобиографии.

Произведение имеет две взаимосвязанные сюжетные линии: первая - трагическая судьба цыганки Мавры, что наказывается за супружескую измену, и ее отца - муз и ки Андронати, который покинул лагерь; вторая - любовь Григория, сына Мавры, к Татьяне и Настка. Именно вторая сюжетная линия построена на "Ой не ходи, Григорий ...". Но О. Кобылянская, обрабатывая известную балладу, избежала мелодраматизму, убедительно изобразила образы цыган и жителей гуцульского села, наделив каждого персонажа произведения индивидуальными чертами.

Татьяна любит Григория - Григорий любит Настка - Настка любит Григория - Григорий любит Татьяну. Вот такая упрощенная схема любовных перипетий героев произведения. Но в повести все гораздо сложнее - драматически закрученный сюжет, печальная судьба главных героев, трагический финал. Григорий нарушает предписания народной морали, за что и получает наказание: "Ой мать, мать! Жаль веса не имеет - пусть ся Грицуньо в двоих не любит! ".

Вся повесть проникнута романтической стихией. И именно это объединяет "В воскресенье рано зелье копала ..." позже написанной драме-феерии Леси Украинский "Лесная песня" и с гуцульской поэмой-песней в прозе М. Коцюбинского "Тени забытых предков".

Юлия Пидмогильным

Досье e-Motion на Ольгу Юлиановну Кобылянской

Годы жизни: 1863-1942.

Вид деятельности: писательница (проза), критик, эссеистика.

Найвивчуваниший произведение: "Земля" (1902).

Самые известные произведения: "Царевна" (1896), "В воскресенье рано зелье копала ..." (1909).

Выдающиеся произведения: "Человек" (1894), "Valse melancolique (Меланхолический вальс)" (1898).

Известные произведения: "Некультурная", "Природа" (1897), "Через кладку", "За ситуациями" (1913), "Письмо осужденного солдата своей жене" (1917).

Фотографию Ольги Кобылянской было взято на сайте UToronto.Ca

Скачать произведения Кобылянской можно здесь

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Похожие

Воскресенье не для шкафов
Около года назад мы писали, что запрет на торги в воскресенье «порезает ноги на мебель». Представители сети с отделкой интерьера подтверждают эти опасения сегодня. Осенью прошлого года президент Польского торгового форума Роберт Кржак предсказал, что из-за специфики отрасли воскресный запрет на торговлю ударит по магазинам с внутренней отделкой больше, чем в продовольственных магазинах. Представители крупнейших компаний по торговле мебелью также опасались негативных последствий тогдашней